Вся информация о персональных данных (в том числе фотографии) предоставлена с согласия субъектов персональных данных.
Информация Минздрава России о работе телефона доверия по вопросам коррупции.
Телефон приемной ректора
8 (4162) 319-009
Почта приемной ректора
AmurSMA@AmurSMA.su
RU

История Амурской Государственной Медицинской Академии

Анонс
Приглашаем вас погрузиться в историю Амурской государственной медицинской академии, одного из ведущих образовательных и научных центров в области медицины на Дальнем Востоке России.

1952 — 1954

23 июня 1952 года выходит распоряжение Совета министров СССР об организации 1 августа 1952 года в Благовещенске-на-Амуре Благовещенского государственного медицинского института (БГМИ) с ежегодным приемом 200 человек, а так же о строительстве типового общежития (1953), учебного корпуса (1954). Это был чрезвычайно сложный период, когда одновременно возводились корпуса института и общежитий, проводилось их оснащение оборудованием, формировался коллектив преподавателей, которым предстояло заниматься как преподавательской, так и научной деятельностью. Н.Ф. Шевченко (заведующий Амурским облздравотделом) по приказу Совета министров РСФСР на правах исполняющего обязанности директора готовил базу, принимал первых преподавателей, руководил набором первых студентов.

Первым ректором (директором) БГМИ стал Борис Николаевич Анфимов. Доцент, кандидат медицинских наук, анатом, до переезда в Благовещенск он заведовал кафедрой нормальной анатомии Горьковского медицинского института Формировать базу нового мединститута (мебель, учебники, наглядные пособия, лабораторная посуда и т.д.) на первых порах помогали медицинские вузы всей страны. В силу разных житейских обстоятельств, а так же по направлению Министерства здравоохранения в Благовещенск приехали зрелые кадры, готовые делиться профессиональным опытом со студентами, служить примером для будущих докторов. Именно первые преподаватели БГМИ заложили фундамент, основываясь на котором БГМИ (ныне - Амурская ГМА) стал одним из лучших медицинских вузов страны. Назовем лишь некоторые имена основателей вуза.

  • Профессор Кира Александровна Мещерская. Представитель ленинградской школы биологов–эволюционистов. В свое время она создала на кафедре фармакологии творческую лабораторию по изучению гипохолестеринемического эффекта отечественного препарата б-ситостерина. Профессором К.А.Мещерской были заложены перспективные основы исследований лекарственной флоры Дальнего Востока. Это направление развил, создав собственную научную школу, профессор Владимир Анатольевич Доровских.
  • Профессор Самуил Максимилианович Дионесов. Первый заведующий кафедрой нормальной физиологии. Ученик академика, лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова и профессора Л.А. Орбели. Сам авторитетный ученый, автор двух монографий, посвященных физиологии альгезии, член редколлегии всесоюзного академического «Физиологического журнала имени И.М. Сеченова».
  • Доцент Александр Евгеньевич Бородин. Заведующий кафедрой биоорганической химии. Надежным другом и соратником стала его спутница жизни – доцент Галина Петровна Бородина – она трудилась на той же кафедре более полувека.

1954 — 1960

С 1954 БГМИ возглавил доцент Сергей Григорьевич Птицын. Он руководил институтом пять лет. Ему пришлось формировать клинические кафедры, создавать концепцию развития вуза. Терапевт по специальности, фронтовик, орденоносец, награжденный пятью боевыми наградами, С.Г. Птицын последовательно и настойчиво отстаивал в министерстве здравоохранения интересы БГМИ. К 1960 году в БГМИ уже работало 9 профессоров и 24 доцента. Имена многих из них были известны в Советском Союзе.

  • Профессор Абрам Иосифович Лаббок – представитель казанской школы топографо-анатомов, ученый, известный своими исследованиями в СССР, имевший международные публикации.
  • Профессор Борис Львович Бронштейн – представитель ленинградской школы онкологов, первый заведующий кафедрой общей хирургии. Блестящий хирург, автор первой в СССР монографии «Рак толстой кишки», он стал организатором научного хирургического общества Амурской области.
  • Профессор Михаил Вениаминович Могилев, приехавший в Благовещенск из Ленинграда, организатор кафедры акушерства и гинекологии и создатель научной клинической акушерско-гинекологической службы Амурской области. Рядом с ним работала, позднее возглавив эту же кафедру, профессор Дина Ароновна Пальчик - выпускница Ашхабадского медицинского института
  • Профессор Герман Яковлевич Либерзон – великолепный диагност, организатор кафедры нервных болезней.
  • Профессор Зинаида Андреевна Ушакова, первый клинический ординатор профессора Либерзона, возглавляла кафедру нервных болезней до 2000 года.
  • Профессор Евгений Ричардович Цитрицкий – великолепный организатор, заведующий кафедрой факультетской хирургии. Его ученики – профессор Вениамин Иванович Точилин; доцент, проректор по учебной работе Василий Ефимович Прядко сами впоследствии возглавили кафедры БГМИ.
  • Профессор Герман Яковлевич Иоссет, коренной ленинградец, заведующий кафедрой госпитальной хирургии. В короткий срок он сумел создать коллектив единомышленников, сформировать специализированные курсы и кафедры: военно-полевой хирургии (доцент Николай Ушаков), анестезиологии (доцент Олег Маслов), детской хирургии (доцент Дмитрий Болгов), оториноларингологии (профессор Иван Островский), офтальмологии (профессор Сергей Басинский).

1960 — 1986

В начале 60-х годов ректором БГМИ стал доцент Магомет Кертибиевич Надгериев. Фронтовик, орденоносец, тонкий психолог и дальновидный стратег, он приложил много сил для качественного улучшения материальной базы института, усиления кадрового потенциала, привлекая новых преподавателей, открывая научно-исследовательские клинические центры.

Профессор Ярослав Петрович Кулик – молодой кардиохирург из Смоленска, создал специализированную кардиохирургическую службу, начал проводить операции хирургической коррекции врожденных и приобретенных пороков сердца.

Супруги - профессора Ландышевы – Ираида Васильевна и Юрий Сергеевич. Выпускники Томского медицинского института, они создали собственные научные школы кардиологов и пульмонологов и научные направления в БГМИ.

Профессор Владимир Яковлевич Протасов – родоначальник собственной научной и педагогической школы анатомов. Владимир Яковлевич передал БГМИ личную научную библиотеку.

В числе корифеев, способствовавших укреплению клинико-теоретической базы БГМИ, зав. кафедрой патофизиологии, профессор Валентина Николаевна Обухова, профессор Валерий Леонидович Скуратов, профессор Павел Тихонович Белозеров.

Фронтовик, дальневосточник, организатор здравоохранения, профессор Петр Яковлевич Григорьев, заведовавший кафедрой факультетской терапии, стал следующим ректором БГМИ. Институт развивался стремительными темпами. К 1971 году было успешно защищено уже 15 докторских и 78 кандидатских диссертаций! Этому способствовали уже сложившиеся научные направления, развивавшиеся научные школы, открывавшиеся научно-исследовательские центры – кардиохирургический (профессор Я.П. Кулик), гастроэнтерологический (профессор П.Я. Григорьев), проктологический (профессор О.П. Амелина); кардио-пульмонологическое направление с диагностической, лечебной, реабилитационной и диспансерной службами (профессор И.В. Ландышева, профессор Ю.С. Ландышев); создание в БГМИ нового важнейшего для всех профилей медицины курса онкологии (профессор А. Х. Исмайлов, его преемник профессор В.П. Гордиенко).

Профессор Михаил Тимофеевич Луценко, выпускник Ставропольского медицинского института, общественник, приехавший в Благовещенск после окончания аспирантуры, прошел все ступеньки карьерной лестницы от ассистента до ректора БГМИ. Он руководил кафедрой гистологии после доцента Тамары Яковлевны Столяр, заложил основы нового направления – «Гистофизиологического исследования органов и систем в условиях гиперхолестеринемии». В 60 – 70-е годы в СССР и за рубежом это направление было признано перспективным и приоритетным. Еще на должности проректора по научной работе, он создал центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ), объединившую специалистов разных кафедр для комплексной научно-практической работы. Мощным стимулом для реализации научно-исследовательского потенциала БГМИ стало строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.

Главной задачей вуза является учебный процесс. Его организуют учебный отдел, деканаты курсов, деканат БГМИ. В разное время их возглавляли А.Е. Бородин, М.А. Самотейкин, В. Я. Протасов, И.Л. Сафронова, В.А. Доровских, Г.П. Шор, С.С. Селиверстов, А.Н. Афонькин, В.П. Гордиенко, А.В. Сергиенко, В.П. Скурихина.

1986 — 2011

С 1986 по 2011 год вуз возглавлял дальневосточник, выпускник БГМИ, профессор Владимир Анатольевич Доровских. В 80-е годы в теоретических и клинических кафедральных коллективах особенно интенсивно формировались и совершенствовались методические обучающие системы. Активно внедрялась педагогика высшей школы, в становлении которой для системы высшего медицинского образования принимали участие коллективы ведущих медицинских институтов Москвы, Ленинграда, Киева, Новосибирска, где регулярно проходили специализацию преподаватели БГМИ. Вуз выпускал ежегодно до 500 молодых специалистов, они работали в разных областях и краях СССР, и институт не имел рекламаций: качество подготовки врачей соответствовало высоким союзным стандартам.

В 2000 г. в Амурской ГМА открылся НПЛЦ «Семейный врач». Центр имеет лицензию на медицинскую деятельность. Источниками финансирования Центра являются средства фондов ОМС и ДМС, а также внебюджетные средства за счет оказания платных медицинских услуг населению. Центр осуществляет первичную медико-санитарную помощь по программе ДМС в соответствии с договорами со страховыми компаниями, по договорам с предприятиями, платную консультативную медицинскую помощь, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. С 2012 г. Центр оказывает медицинскую помощь населению по программе ОМС.

Говоря об Амурской ГМА нельзя забывать о большой роли «солидных» и «малых» кафедр и курсов: у каждой собственная интересная история, настоящее и будущее. Во главе каждого из этих подразделений стояли настоящие профессионалы, с высокой ответственностью относящиеся к своей педагогической, клинической, научной работе. Это профессора В.А. Фигурнов, Н.И. Воронин, А. А. Родионов, С.А. Мусина, С.Н. Басинский, Е.И. Хоменко, Л.Г. Монаков, Г.В. Сколубович, доценты Н.Я. Розенфельд, А.А. Стукалов, О.А. Миронова, С.И. Назаркина и многие другие.

В числе ветеранов Амурской ГМА ныне здравствующие служащие с 50-летним стажем – Альбина Геннадьевна Королькова, Крячек Нелли Евгеньевна, Ельцова Зинаида Трофимовна, Козырина Морзия Газизовна, Этманова Любовь Яковлевна и другие.

В 1996 году БГМИ преобразован в Амурскую государственную медицинскую академию (Амурскую ГМА) и принят в Ассоциацию медицинских школ Европы, что позволило унифицировать подготовку врачей с общеевропейскими стандартами.

В мае 2011 года общим собранием трудового коллектива Амурской ГМА ректором академии была избрана д.м.н., профессор Татьяна Владимировна Заболотских.

2012

2012 году впервые в истории академии защита кандидатских диссертаций прошла в режиме онлайн. Защитились И.Е. Доровских по теме «Структурно-функционоальное состояние правых отделов сердца у больных бронхиальной астмой» и Н.М. Смирнова «Диагностическая значимость продуктов оксидативного стресса в конденсате выдыхаемого воздуха у больных бронхиальной астмой».

Решением ученого принято положение «О Центре практических умений ГБОУ ВПО Амурская ГМА Минздравсоцразвития России». Центр практических умений или фантомный класс - особое учебное подразделение академии. В нем имеется 51 учебный модуль и манекен

Прошла первая всероссийская конференция (с международным участием) «Здоровье школьника». 

Профессор С.С. Целуйко вошел в число соавторов нового учебника для медвузов «Руководство по гистологии»: он написал главу, посвященную дыхательной системе.

24.04.2012 г. решением ученого Совета ГБОУ ВПО Амурская ГМА Минздравсоцразвития России принято Положение «О Центре практических умений ГБОУ ВПО Амурская ГМА Минздравсоцразвития России» (далее – ЦПУ), согласно которому ЦПУ являлся функциональным подразделением Амурской государственной медицинской академии.

В июне 2012 года Амурская государственная медицинская академия отметила 60-летний юбилей. Академия прошла большой и достойный путь, является одним из старейших медицинских вузов Российской Федерации, поддерживает традиции академического образования, обладает высокопрофессиональными кадрами.

2013

Профессор А.Л. Штилерман, автор более 200 научных работ, одной монографии, обладатель 21 патента Российской Федерации на изобретения, связанные с разработкой новых методов диагностики и лечения заболеваний органа зрения, избран членом правления Общества офтальмологов России.

Вышел в свет первый номер научно-практического издания академии «Амурский медицинский журнал».

Прошла первая межрегиональная научно-практическая конференция «Дискуссионные вопросы акушерства и гинекологии».

Команда академии «28 регион» в составе Сергея Шабалина (4 курс), Анастасии Исуповой, Владимира Чурина (5 курс), Софьи Галкиной, Владимира Манжуры (6 курс) вошла в десятку лучших команд первой всероссийской студенческой олимпиады по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл-2013» в Москве. Наша команда награждена за лучший командный дебют. Руководитель команды - ассистент кафедры госпитальной хирургии с курсом детской хирургии С.В. Ходус.

Студенты 2 курса Денис Яшин и Никита Епифанцев издали пособие для студентов по общей гистологии «Студент в помощь студенту». Такая методичка вышла в истории академии впервые. Научный руководитель этого эксперимента д. м. н. Н.П. Красавина.

Академия успешно прошла аккредитацию, по итогам деятельности в 2013 году вошла в число эффективных вузов России.

2014

В академии прошла реорганизация и укрупнение кафедр.

Впервые в Амурской области в клинике кардиохирургии академии провели операцию аортокоронарного шунтирования (и.о. зав. клиникой А.В. Дегтярева). Помощь в проведении операции оказали специалисты из Красноярска.

На основе Центра практических умений создан симуляционный центр академии.

На базе кафедры травматологии с курсом медицины катастроф проведен III съезд травматологов-ортопедов ДВФО. В работе съезда участвовало более ста делегатов, включая представителей дальневосточных регионов, Сибири, Европейской части России, а также участников из КНР (Харбин).

Академия вошла в состав научно-образовательного медицинского кластера Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона – «Восточный».

2015

Согласно Концепции развития здравоохранения России, с 2016 года начнется переход на новую аккредитационную систему подготовки медицинских работников, которое предусматривает обязательное прохождение симуляционных циклов (не менее 40 часов в год) и теоретическую подготовку (не менее 10 часов в год) с последующей индивидуальной аттестацией. Аккредитационно-симуляционный центр академии начал обучение специалистов здравоохранения по практическим навыкам на тренажерах и муляжах. В числе первых прошли обучение врачи скорой медицинской помощи из Белогорска.

Заведующий кафедрой оториноларингологии профессор А.А. Блоцкий удостоен почетного звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». Анатолий Антонович автор 53 патентов на изобретения в области медицины.

Сотрудники кафедры лучевой диагностики и лучевой терапии с курсом онкологии организовали пациентское волонтерское движение «Навстречу жизни». Руководит движением к.м.н. О.А. Мажарова.

2016

Будущие медики впервые на базе симуляционного центра академии, прошли пробную аттестацию – объективный структурированный клинический экзамен.

В Харбине прошел учредительный съезд Китайско-Российского союза инновационного развития китайской традиционной медицины.

В 2016 году ректором Академии вновь была избрана доктор медицинских наук, профессор Заболотских Татьяна Владимировна, которая является им и по сей день. Амурская ГМА – это в первую очередь медицинский ВУЗ, поэтому организации учебной деятельности отводится отдельное место.

Обучение студентов Амурской ГМА осуществляется на лечебном и педиатрическом факультетах. Образовательная деятельность по специальностям 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия осуществляется в соответствии с ФГОС ВО. Срок обучения на факультетах составляет 6 лет. Форма обучения очная. Обучение проводится на 25 кафедрах.

Образовательная деятельность заключается в качественной подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных медицинских кадров для Амурской области, Дальневосточного федерального округа и Азиатско-Тихоокеанского региона, выполнение фундаментальных и прикладных исследований и подготовка на их основе кадров высшей квалификации, обеспечение воспитательного процесса молодежи и социальной защиты студентов.

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в Амурской ГМА с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Оно может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.

Образовательную деятельность на лечебном факультете обеспечивает 161 штатный преподаватель и 27 внешних совместителей, из них докторов наук – 44, кандидатов – 113.

Профильную кафедру лечебного факультета – кафедру госпитальной терапии с курсом фармакологии возглавляет доктор медицинских наук, доцент В.В. Войцеховский, стаж научно-педагогической деятельности - 28 лет. В настоящее время на кафедрах, ведущих преподавание по дисциплинам специальности (кафедры госпитальной терапии с курсом фармакологии, госпитальной хирургии с курсом детской хирургии, факультетской и поликлинической терапии, акушерства и гинекологии), работает 41 человек. Из них 1 почетный работник высшего профессионального образования РФ, 3 – заслуженных врача.

Профильную кафедру педиатрического факультета – кафедру педиатрии возглавляет кандидат медицинских наук, доцент В.В. Шамраева, со стажем научно-педагогической деятельности 18 лет. В настоящее время на кафедрах, ведущих преподавание по дисциплинам специальности (кафедры педиатрии, госпитальной хирургии с курсом детской хирургии, инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией, акушерства и гинекологии), работает 26 человек. Из них 3 почетных работника высшего профессионального образования РФ, 4 – заслуженных врача.

Для обеспечения образовательного процесса сформирована и развивается электронная информационно-образовательная среда, составной частью которой является электронная библиотека Амурской ГМА, обеспечивающая доступ к основной и дополнительной литературе, заявленной в рабочих программах, к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Обучающиеся обеспечены 8 общежитиями. Студентам, имеющим семьи, предоставляются отдельные комнаты. Обеспеченность местами в общежитиях Амурской ГМА составляет 100%.

В Амурской ГМА постоянно действует Комиссия и Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников (в настоящее время Центр карьеры). Студенты получают информацию о нормативной базе необходимых документов для последующего трудоустройства. На заключительном этапе проводится итоговое заседание комиссии по содействию в трудоустройстве с приглашением руководителей городского и областного здравоохранения, главных врачей медицинских организаций Амурской области и других регионов Дальнего Востока.

Государственная итоговая аттестация выпускников проводится по окончании полного курса обучения и заключается в определении соответствия уровня профессиональной подготовки выпускника требованиям ФГОС ВО и ОПОП ВО по специальности 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия с последующей выдачей лицам, успешно прошедшим ГИА, диплома государственного образца о высшем образовании и о квалификации.

2017

2017 год по инициативе академии в Благовещенске прошел первый Всероссийский образовательный форум «Теория и практика анестезии и интенсивной терапии в акушерстве и гинекологии».  На базе академии прошла первая общероссийская научно-практическая конференция «Избранные вопросы педиатрии».

Вновь организован объединенный Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата медицинских наук и доктора наук по специальностям «Пульмонология» и «Патологическая физиология». Совет создан на базе Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания и Амурской государственной медицинской академии Минздрава России.

На базе академии прошла первая научно-практическая конференция по проблемам и перспективам симуляционного обучения в медицинских вузах. В конференции участвовали врачи и преподаватели из Хабаровска, Читы, Якутска, Благовещенска.

В клинике кардиохирургии академии установлено оборудование, позволяющее дистанционно следить за состоянием пациентов с имплантированными кардиологическими устройствами. Это первая в регионе система удаленного мониторинга.

В апреле 2017 года Центр прошел добровольную общественную аккредитацию, проводимую Общероссийской общественной организацией «Российское общество симуляционного обучения в медицине» (РОСОМЕД) и получил независимую экспертную оценку деятельности и свидетельство о том, что образовательный процесс в нем отвечает требованиям образовательных стандартов высшей школы и дополнительной профессиональной подготовки специалистов, а также требованиям к образовательному процессу, сформулированным медицинским сообществом. По результатам аккредитации Центру присвоен II аккредитационный уровень.

2017 году создана электронная информационно-образовательная среда Амурской ГМА на платформе Moodle

Симуляционный центр академии прошел добровольную общественную аккредитацию. Ее проводили специалисты общероссийской общественной организации «Российское общество симуляционного обучения в медицине» (РОСОМЕД). По итогам аттестции Центру присвоен II аккредитационный уровень.

На факультете последипломного образования организована кафедра анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи. Раньше факультет готовил по этой специальности три-пять ординаторов в год, в 2017 году подготовлено 40 (20 – первого, 20 – второго года обучения)!

2018

В 2018 году Приказом ректора №17-ШР «О внесении изменений в штатное расписание ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России» в целях совершенствования организационной структуры ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России Симуляционно-аттестационный центр был переименован в Аккредитационно-симуляционный центр. На сегодняшний день Центр оснащен современными тренажерами и симуляторами экспертного класса, моделирующими весь спектр заболеваний, что позволяет проводить на его базе обучение студентов, ординаторов, врачей различных специальностей и гражданского населения. Имеющееся оборудование позволяет без вреда для окружающих и самого обучаемого освоить мероприятия по спасению жизни, различные медицинские манипуляции, в полной мере погрузиться в реальную обстановку лечебного учреждения.

В Благовещенске прошел всероссийский форум (с международным участием), посвященный памяти основателя сердечно-сосудистой хирургии в Амурской области Я.П. Кулика. В рамках Куликовских чтений прошла научно-практическая конференция «Стандарты, инновации и перспективы развития диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний». В конференции участвовали специалисты из Владивостока, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Тюмени, Хабаровска, Китая (главный врач ККХ С.Е. Тарасюк).

Впервые прошла олимпиада по практическим навыкам среди студентов медицинских вузов научно-образовательного медицинского кластера ДВФО и Байкальского региона «Восточный». Первое место заняла команда «Регион 28» ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. В личном первенстве победителем стал Андрей Шульга.

В ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России впервые проведен набор на обучение в ординатуре по специальности 31.08.53 «Эндокринология» согласно основной профессиональной образовательной программе – программе подготовки кадров высшей квалификации.

Команда академии «Регион 28» одержал победу в номинации «Сердечно-легочная реанимация» на шестой всероссийской студенческой олимпиаде по практической медицинской подготовке «Золотой МедСкилл». Готовили команду С.В. Ходус, В.С. Олексик, А.С. Зверев, В.В. Батаева, Ю.В. Григорьева, О.А. Мажарова.

2019

2019 году прошел образовательный форум «Наука и практика в медицине». Более 300 человек участвовали в его открытии. В рамках форума прошли Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы симуляционного обучения», школа анестезиологов-реаниматологов, олимпиада по практическим навыкам для студентов научно-образовательного кластера ДВФО и Байкальского региона «Восточный».

В конкурсе молодежных бизнес-проектов IV международного молодежного экономического форума «Россия и Китай: вектор развития» в номинации «Самая оригинальная бизнес идея» победил Н.М. Андрияш (1 курс) с проектом «Медицинский центр апитерапии», предполагающим использование продуктов пчеловодства в лечебных целях. Руководитель - доцент кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков к. тех. н. Д.Б. Пеков