Историю медицинского вуза в Благовещенске ( БГМИ, затем Амурская ГМА) невозможно представить без этого человека.
Николай Шевченко - заведующий Амурским облздравотделом, по приказу Совета министров РСФСР на правах исполняющего обязанности директора готовил базу, принимал первых преподавателей, руководил набором первых студентов. Именно по его инициативе и при его деятельном участии был открыт Благовещенский государственный медицинский институт.
Николай Федотович Шевченко родился в Хабаровске в семье переселенцев из Харьковской губернии. "В то время тем, кто переезжал на Дальний Восток из центральных регионов, царь давал деньги и лошадей. До новых мест, где им предстояло обосноваться, ехали больше года. Мой дед Федот Ефимович, в дороге успел жениться и уже с семьей приехал в Хабаровск, где и родился моя папа, – рассказывает дочь Николая Федотовича, профессор кафедры гистологии и биологии Амурской ГМА Елена Николаевна Гордиенко.
В армии Николай Шевченко служил в селе Раздольное. «Вот сохранились документы того времени, - говорит Елена Николаевна - он служил пулеметчиком-наводчиком, хорошо стрелял, был отмечен за это начальством. А также «имел пристрастие к рисованию» - рисовал газеты. И мечтал после окончания службы поехать в художественное училище в Одессу. После службы он так и сделал – поездом отправился в Одессу. Но по дороге пришлось остановиться в Томске. Там умирал от туберкулеза его отец Федот Ефимович. Я думаю, это и изменило радикально намерения моего папы. Он остался в Томске и решил стать врачом».
Николай Шевченко учился на санитарно-гигиеническом факультете Томского университета. После окончания университета молодой врач попросил направить его на Дальний Восток. Врачебную карьеру начал в Комсомольске-на-Амуре государственным санитарным инспектором, через три года стал заместителем заведующего отделом здравоохранения в Еврейской автономной области.
В 1947 году Николай Шевченко стал руководителем Амурского областного отдела здравоохранения.
«В то время в амурской медицине все было сложно, даже по сравнению с дальневосточными соседями – мало врачебных кадров, слабо развита сеть лечебных учреждений. Он начал проводить настоящую ревизию медицины. Специалистов было мало, происходила колоссальная утечка кадров. И эту проблему надо было решать», – рассказывает Елена Николаевна.
В те годы решался вопрос о выделении Амурской области в самостоятельную административную единицу, решались вопросы формирования органов власти и управления, финансирования. Молодой руководитель объездил всю огромную территорию области, изучил, как и кем оказывается медицинская помощь на местах. И после этого подготовил документы для областного Совета народных депутатов о том , что область требует заботы о здоровье населения и подготовки в достаточном количестве врачебных кадров.
В 1948 году Москве на встрече с министром здравоохранения РСФСР он доказывает, что в Благовещенске необходимо создавать свою лечебно-научную базу – Благовещенский медицинский институт. Параллельно Николай Шевченко оправлял документы о необходимости строительства областной больницы на 210 мест. Началось строительство онкодиспансера, кожвендиспансера, инфекционной больницы. Каждому документу он давал четкое и полное обоснование.
Для создаваемого вуза сложно было найти кадры. На месте их просто неоткуда было взять. И тогда Министерства здравоохранения РСФСР и СССР издали приказ об организации института и сами стали принимать заявки на работу от желающих приехать на Дальний Восток преподавателей. Так приехали в Благовещенск профессора из Ленинграда, Киева, Казани, Хабаровска, Иркутска.
Николай Шевченко также организовывал первый набор студентов.
Эта титаническая работа закончилась подписанием там 23 июня 1952 года документа об открытии Благовещенского медицинского института. Вуз отрылся 1 октября 1952 года.
Фото из личного архива Е.Н.Гордиенко.