В читальном зале библиотеки Амурской ГМА 26.10.2024 г. собрались студенты 1 курса АГМА (6 клинических групп) кафедры гистологии и биологии (дисциплина биология) для обсуждения темы «Мой выбор – медицина: аргументы и факты».
Двухмесячный срок обучения первокурсников в родной Академии совпал с чествованием в России 150-летия со дня рождения первого народного комиссара здравоохранения Советского Союза врача-эпидемиолога Николая Александровича Семашко. Советская система здравоохранения, созданная по его инициативе, считалась одной из лучших в мире. Её особенность заключалась в единых принципах организации и централизации всего здравоохранения огромной страны, а ключевую роль в этом сложном процессе играли бесплатность, доступность и квалифицированность, что делает роль врача особенно значимой и ответственной.
Студенческие годы Н.А. Семашко после гимназии начались более 130 лет назад в 1891 году, когда он поступил в Московский университет на медицинский факультет, где его учителями были Иван Михайлович Сеченов, Николай Васильевич Склифосовский, Фёдор Фёдорович Эрисман. Но и великие в свое время были студентами!
Первокурсники А. Мазняк, Ю. Залуцкая, Г. Гусев, Е. Тарабанько, Г. Байдаев, Д. Сарыглар, С. Курылева, Е. Ямковая, Сорокапуд А. поделились своими мыслями по поводу выбора профессии врача.
Прозвучала традиционная мотивация: «В родословной есть (были) врачи, медицинские работники, и я продолжаю семейные традиции и не сомневаюсь в выборе». Ребята убежденно говорили о той важной работе, которой занимались родные, с уважением – о нелегком труде врача, о пациентах, которые требуют не только профессионализма, но и понимания проблем страждущего. В числе этих студентов были те, чьи родные окончили БГМИ – АГМА. Интересно, что у некоторых был назван будущий профиль – хирург, о котором В.Ф. Войно-Ясенецкий говорил: «Для хирурга не должно быть случая, а только живой страдающий человек».
«Мысль о будущей профессии заложена во мне с детства, и причина этого - встреча с врачом-педиатром, избавившим от острой боли». «Само перенесенное в детстве страдание, которое помню, став взрослым, я реализовал выбором медицины с установкой: не вреди, помоги!» «Погружаясь в раздумья о моей будущей сфере деятельности, я не сомневаюсь в правильности выбора. За свою жизнь я успел пообщаться с учеными - клиницистами, каждый из которых говорил о верности своему избранному делу и долгу. Обращая внимание на интеллигентность собеседников, я понимаю, что мои будущие пациенты и коллеги должны будут видеть во мне образец образованности и профессионализма. Медицина многогранна и непредсказуема, этим и интересна мне». Впервые прозвучало: «Интерес к биологии, вовлекший меня в медицину, пробудила мой репетитор, она не только готовила к ЕГЭ по биологии, но и сформировала желание дальше изучать эту многогранную отрасль знания, которая, как оказалось, близка проблемам медицины».
Есть побуждения «от обратного», когда первоначальный выбор сделан самим, вопреки желаниям родителей, но коренным образом меняется в сторону самого сложного - медицины. Студенты, поступившие в академию после медицинского колледжа, уверены в собственном выборе и будущей специальности, и, несмотря на трудности, преодолевают их и дают ценные рекомендации себе и бывшим школьникам: «Учеба измеряется не временем, а старанием», «Муки учения скоротечны, а муки невежества – нескончаемы», «Оценка пропорциональна времени, затраченному на учебу». К этим пожеланиям присоединились великие: Гиппократ, Авиценна: «Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва», А.П. Чехов, Клод Бернар, Н.И. Пирогов, И.П. Павлов и другие. Поучительно высказывание Антония Кемпинского: «В медицине главным лекарством является сам врач». Особая тема для обсуждения сегодня – военный врач!
Ребята, определив цель, прошли трудный этап в жизни - подготовку к поступлению, и анализируя мнения молодой аудитории, можно без сомнения заключить, что преимущественное большинство первокурсников сделали выбор осознанно, и не усомнились в нем! Короткий – 2 месяца, но важный срок начала учебы, судя по мнению студентов, определил их главные проблемы и приоритеты: учеба на первых курсах в высшей медицинской школе – нелегкий труд, но он дает возможность уже в базовых дисциплинах увидеть перспективы медицинского знания.
Следует вдуматься в слова Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, но в понимании и искусном применении всего того, что знаешь». У первокурсников в процессе общения проявилась потребность, мотивируя собственный выбор, серьезно и эмоционально говорить о проблемах врача в современной медицине и обществе. Это – особый разговор! Общение со студентами, выбравшими медицину в сложное для государства и народа время, вызвало не только интерес к их мнению, но и чувство глубокого уважения к тем, кто пришел к в Амурскую ГМА, и надежду на то, что наши студенты выдержат все испытания достойно!