Кафедра анатомии и оперативной хирургии
О кафедре
Организация учебного процесса на кафедре
- 1, 2 курс (1, 2, 3 семестры) лечебного и педиатрического факультетов - дисциплина «Анатомия», итоговая форма контроля – экзамен.
- 2 курс, 3 семестр - дисциплина вариативной части лечебного и педиатрического факультетов «Лучевая анатомия человека», итоговая форма контроля – зачет.
- 2-3 курс (4-5 семестры) лечебного и педиатрического факультетов – дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», итоговая форма контроля – экзамен.
График работы сотрудников кафедры анатомии и оперативной хирургии (748.1 kb)
Профессорско – преподавательский состав кафедры:
Образование
Благовещенский государственный медицинский институт, специальность лечебное дело, врач-лечебник.Последипломное образование
Аспирантура по анатомии человека в БГМИ (1992 – 1995 гг). Тема кандидатской диссертации «Возрастная анатомия эпидуpального пpостpанства шейного отдела спинного мозга человека»).Иные достижения
С 1997 года по 2019 г. выполнял обязанности заместителя декана лечебного и педиатрического факультета. Автор 86 научных и учебно-методических публикаций. За активную работу неоднократно отмечался грамотами и благодарностями от ректората Амурской государственной медицинской академии, почетной грамотой администрации города Благовещенска.Преподаваемые дисциплины
Анатомия. Лучевая анатомия человека (лечебный и педиатрический факультеты)Образование
Благовещенский государственный медицинский институт, специальность лечебное дело, врач-лечебник.Последипломное образование
Аспирантура (1968 – 1970 гг.) в Воронежском медицинском институте. Защита кандидатской диссертации в 1970 г. Выполнение докторской диссертации с 1979 по 1983 гг. Защита докторской диссертации в 1983 г.Иные достижения
С 1984 г. по 2013 г. – заведующий кафедрой топографической анатомии и оперативной хирургии. Имеет 179 научных работ. За активную работу имеет правительственную награду: награжден медалью «Орден за заслуги перед Отечеством 2 степени».Преподаваемые дисциплины
Топографическая анатомия и оперативная хирургия (лечебный и педиатрический факультеты).Образование
Благовещенский государственный медицинский институт, специальность лечебное дело, врач-лечебник.Последипломное образование
Клиническая ординатура по хирургии на базе кафедры факультетской хирургии с курсом урологии АГМА с 1997г. по 1999г.Защита кандидатской диссертации – 2001 год (тема: «Прогнозирование и профилактика гнойно-воспалительных осложнений после холецистэктомии у больных острым калькулезным холециститом в пожилом и старческом возрасте»). Защита докторской диссертации – 2010 г. (тема: «Диагностика, прогнозирование и тактика хирургического лечения билиарного сепсиса»)
Иные достижения
В 2011 утвержден в должности профессора кафедры факультетской хирургии с курсом урологии ГОУ ВПО АГМА. В 2012 г прошел аттестацию и конкурс на должность доцента кафедры факультетской хирургии Северо-Западного Государственного Медицинского университета имени И.И. Мечникова. В 2012г. принят на должность профессора кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ГБОУ ВПО Амурская ГМА. В.2012 утвержден в звании профессора Российской Академии Естествознания. Имеет 99 научных и учебно-методических публикаций, автор 12 патентов и 2 монографий. За научно-педагогическую деятельность награжден грамотой Министерства здравоохранения России.Преподаваемые дисциплины
Топографическая анатомия и оперативная хирургия (лечебный и педиатрический факультеты)Образование
Благовещенский государственный медицинский институт, специальность лечебное дело, врач-лечебник.Последипломное образование
Аспирантура в БГМИ (1982 -1985 гг. Защита кандидатской диссертации в 1987 г. на тему «Сосудистое русло надкостницы костей таза человека в возрастном отношении»).Иные достижения
С 1988 года и по настоящее время выполняет обязанности заместителя декана лечебного и педиатрического факультета. Автор более 70 научных и учебно-методических публикаций. За активную работу отмечен наградами: грамотой министра здравоохранения России, грамотой мэра г. Благовещенска, грамотами ректората Амурской государственной медицинской академии. Имеет звание «Ветеран труда», «Почетный донор России».Преподаваемые дисциплины
Топографическая анатомия и оперативная хирургия (лечебный и педиатрический факультеты).Образование
Благовещенский государственный медицинский институт, специальность лечебное дело, врач-лечебник.Последипломное образование
Аспирантура по анатомии человека в БГМИ (1989 – 1992 гг.) Тема кандидатской диссертации «Мезометрий животных с парной маткой как объект морфологического исследования»).Повышение квалификации - программа «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя. Использование и поддержка электронной информационно-образовательной среды вуза», 2018г., ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Программа - ФПК «Актуальные проблемы высшего медицинского образования в условиях реализации федеральных общеобразовательных стандартов высшего образования» 2019 г. ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
Иные достижения
Автор 52 научных и методических публикаций. Ответственная за анатомический Музей кафедры и за работу с медицинскими классами.За активную работу отмечена наградами: грамотами мэра г. Благовещенска, грамотами ректората.
Преподаваемые дисциплины
Анатомия. Лучевая анатомия человека (лечебный и педиатрический факультеты). Анатомия, основы физиологии и гигиены человека.Образование
Благовещенский государственный медицинский институт, специальность лечебное дело, врач-лечебник.Иные достижения
Автор 29 научных и методических публикаций.Преподаваемые дисциплины
Анатомия. Лучевая анатомия человека (лечебный и педиатрический факультеты)
История кафедры
Приказом ректора ГБОУ ВПО Амурская ГМА Минздрава России Т. В. Заболотских № 115 от 20.05.2014 г. к кафедре нормальной анатомии с 1.08.2014 года присоединили кафедру оперативной хирургии и топанатомии. Новое название объединенной кафедры – Кафедра анатомии и оперативной хирургии.
История кафедры нормальной анатомии
Анатомия человека – одна из фундаментальных медицинских наук, изучение которой начинается сразу после поступления студентов в медицинское высшее учебное заведение. Поэтому кафедра анатомии человека начинает свою деятельность с того дня, когда открывается учебное заведение.
Амурская государственная медицинская академия (а в те годы – Благовещенский государственный медицинский институт) была открыта 1 сентября 1952 года и первоначально размещалась в здании по адресу – ул. Ленина 124 . Кафедра нормальной анатомии занимала восточное крыло первого и цокольного этажа этого здания. Площадь кафедры составляла примерно шестую часть всего корпуса, что было достаточно для начала учебного процесса. В одной из комнат цокольного помещения были построены две бетонные ванны, которые предназначались для хранения трупов и влажных учебных препаратов. К началу занятий кафедра централизовано получила некоторое количество муляжей, костных и влажных препаратов. Для их размещения была выделена аудитория, которая первоначально выполняла функцию музея кафедры. Кроме того, в течение первого года были приобретены рентгеновский аппарат (РУМ-6), замораживающий микротом, микроскоп, бинокулярная лупа (МБС-2) и секционный набор инструментов.
На протяжении последующих лет кафедра постепенно расширяла свои площади, материально-техническую базу и оснащалась новым оборудованием. В 1962 году ей были переданы помещения на втором этаже восточного крыла здания, а в 1965 году – часть аудиторий западного крыла. Таким образом, значительно увеличилось количество учебных комнат, кабинетов для преподавателей и научных лабораторий, а так же появилась возможность расширить музей.
В августе 1984 кафедра переехала в типовые помещения нового «морфологического корпуса» по ул. Горького, 103.Согласно приказу ректора, кафедре были выделены помещения на цокольном, первом, четвертом и пятом этажах. На цокольном этаже разместили трупохранилище и три складских помещения. На первом этаже – реставрационную лабораторию и кабинет «клинической анатомии». На четвертом этаже – пять учебных аудиторий, кабинет заведующего, ассистентскую, библиотеку, компьютерный класс, музей, лаборантскую, препараторскую, научную лабораторию и холодильную камеру. На пятом этаже восточного крыла здания - три кабинета для преподавателей и 2 научные лаборатории.
В течение всего периода существования кафедры её работу организовывали шесть заведующих.
Пятым – доцент Виктор Иванович Лабзин, который возглавил кафедру с 25 июня 2008 года по ноябрь 2013 г.
Шестой – доцент Сергей Сергеевич Селивёрстов, возглавляет кафедру с ноября 2013 года по настоящее время.
Научные исследования на кафедре нормальной анатомии стали активно проводиться, начиная с 1961 года, когда на должность заведующего был избран В.Я. Протасов. Занимаясь изучением вен позвоночника, он сформулировал идеологию «двух направлений» в научной работе, которая позволила значительно расширить концептуальные представления о сосудистом русле осевого скелета.
Первое направление было ориентировано на изучение особенностей строения сосудисто-соединительнотканных структур самого позвоночника и связанных с ним областей. А второе – на изучение аналогичных объектов в условиях эксперимента (механические нагрузки, гипергравитация, гиперхолистеринэмия и т.д.). В работе по этим направлениям приняли участие практически все сотрудники кафедры (В.Я. Протасов, В.Н.Пономаренко, А.А.Родионов, В.А. Нелипа, С.С.Селиверстов, О.Г.Сюрков, В.И. Лабзин, И.В.Бояркина, П.А.Зимин, Д.Ф. Кузнецова, И.В.Козлов, Ю.А.Шакало, Н.В. Шатохин, Н.П.Амбросьева, А.В.Барабаш, М.М. Лепухов и др.), в результате чего сформировалась достаточно серьезная база морфологических данных. Основываясь на них, некоторые преподаватели в последующем написали кандидатские и докторские диссертации, а другие - закончили свою работу циклами статей. Результаты исследований сотрудники кафедры публикуют в центральной, международной и местной печати. Кроме того, они участвуют в конференциях российского и международного уровня. Общее количество печатных работ ежегодно достигает 40-50.
История кафедра оперативной хирургии и топанатомии
Кафедра оперативной хирургии и топанатомии Благовещенского Государственного Медицинского института (с 1995 года Амурской государственной медицинской академии) организована в 1955 году. Кафедрой оперативной хирургии и топанатомии в различные годы заведовали последовательно:
- кандидат медицинских наук, доцент В.К.Цвирко (1955 - 1956 гг.)
- доктор медицинских наук, профессор Абрам Иосифович Лаббок (1956 - 1963 гг.)
- кандидат медицинских наук, доцент Анатолий Трифонович Гладченко (1963 - 1965 гг.)
- кандидат медицинских наук, доцент Александр Петрович Петров (1965 - 1973 гг.)
- доктор медицинских наук, профессор Владимир Николаевич Пономаренко (1973 - 1984 гг.)
- доктор медицинских наук, профессор Григорий Николаевич Марущенко (1984 -2014 гг.)
Лаббок Абрам Иосифович родился в 1904 г. В 1919 году окончил среднюю школу в г. Воронеже после чего был принят на медицинский факультет Воронежского государственного университета, который окончил в 1925 году. После службы в Советской армии в разные годы занимался научной и преподавательской работой в Саратове, Архангельске, Ленинграде, Казани, Караганде. В 1938 году, после защиты диссертации присуждена ученая степень доктора медицинских наук. В соответствии с приглашением в Благовещенский мединститут с августа 1955 года по 1963 год А.И. Лаббок заведует кафедрой оперативной хирургии БГМИ. За время работы под руководством Лаббока А.И. подготовлено и защищено 2 докторских и 9 кандидатских диссертаций.
Анатолий Трифонович Гладченко родился в 1913 году в Днепропетровской области После окончания Николаевского медицинского техникума работал фельдшером в Нанайском р-не Хабаровского края. В 1935 году поступил в Хабаровский государственный медицинский институт, который окончил в 1940 г. После окончания института работал в больнице «Бурейшахтострой» села Ср. Ургал Амурской области.
С 1 сентября 1959 года проведен по конкурсу на должность заведующего кафедрой оперативной хирургии и топанатомии БГМИ, которую возглавлял по сентябрь 1965 года.
Александр Петрович Петров родился в 1929 году. В 1944 г. поступил в Казанскую фельдшерско-акушерскую школу, которую окончил в 1947 году. В 1949 году поступил в Карагандинский медицинский институт, который окончил в 1955 году. С 1957 по 1958 год работал в качестве ассистента кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Карагандинского медицинского института. В октябре 1958 г. проведен по конкурсу на должность ассистента кафедры оперативной хирургии БГМИ, а с октября 1965 года - исполняющего обязанности заведующего кафедрой, с 1967 по 1973 годы - заведующий кафедрой оперативной хирургии и топанатомии.
Владимир Николаевич Пономаренко родился 7 октября, 1929 года, в Амурской области в крестьянской семье. В 45-м году поступил в ФАШ, и в 1948 г. окончил её, получив красный диплом. В этом же году поступает в Хабаровский медицинский институт, который закончил в 1954 году. С августа 1954 года по сентябрь 1957, работал хирургом в Булунском районе ЯАССР. В 1957 году избран по конкурсу ассистентом кафедры нормальной анатомии БГМИ. В январе 1967 года было запланировано исследование в качестве докторской работы по теме «Конструктивные особенности и биомеханические свойства вен нижних конечностей человека». Защита диссертации состоялась в 1973 году. В 1973 году избирается заведующим кафедрой топографической анатомии с оперативной хирургией. Работал в этой должности по 1984 г.
Григорий Николаевич Марущенко родился в 1941 г. в Черниговской области. В 1956 г. закончил 7 классов и поступил в Шимановское железнодорожное училище, которое окончил в 1958 году. В 1967 году с отличием закончил Благовещенский государственный медицинский институт. В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1973 году избран доцентом этой же кафедры. В должности доцента работал по 1979 год. С 1979 по 1984 год работал старшим научным сотрудником Проблемной лаборатории Вспомогательного кровообращения БГМИ, выполнил докторскую диссертацию, которую защитил в 1983 году, утвержден в 1984 году и с сентября 1984 года избран заведующим кафедрой оперативной хирургии и топанатомии БГМИ. В 1985 году утвержден в ученом звании профессора этой же кафедры. Работал заведующим кафедрой оперативной хирургии и топанатомии по август 2014 г.
На кафедре в разные годы работали такие преподаватели, как:
- Шарафисламов Ф.Ш. кандидат медицинских наук;
- Горленко Валерий Николаевич, кандидат медицинских наук;
- Пронин Валерий Николаевич, кандидат медицинских наук;
- Коротич Владимир Григорьевич;
- Буря Борис Павлович;
- Козлов Владислав Сергеевич;
- Сирик Михаил Данилович, кандидат медицинских наук, доцент;
- Точилин Александр Вениаминович;
- Волков Владимир Георгиевич, кандидат медицинских наук;
- Концевой Вениамин Семенович, кандидат медицинских наук.
При кафедре постоянно работал и продолжает работать студенческий научный кружок, в котором ежегодно занимаются 15-20 студентов. Ими опубликовано более 30 научных работ; бывший кружковец Амелин С.П. защитил кандидатскую диссертацию в Тюмени. Кравцов С.П., д.м.н., профессор, работает в НИИ онкологии г. Москва пластическим хирургом. Все бывшие кружковцы в настоящее время являются высококвалифицированными хирургами и работают во всех уголках России.
Научная работа кафедры
Научное направление кафедры в настоящее время
«Вариантная анатомия нижней брыжеечной артерии в зависимости от типа телосложения». Исполнители проф. Марущенко Г.Н., доц. Пискун С.И.
Планируемые научные работы сотрудников
- Селиверстов С.С. «Морфофункциональная характеристика сосудисто-соединительнотканных взаимоотношений переходных зон пищеварительного тракта»
- Амбросьева Н.П. экспериментальная работа «Строение мезометрия у животных с парной маткой»
Научные и учебно-методические публикации сотрудников кафедры анатомии и оперативной хирургии за последние 5 лет
1. Вспомнить все (методическое пособие подготовки к экзамену по анатомии человека для студентов второго курса лечебного и педиатрического факультетов медицинской академии). ФГБОУ ВО «Амурская ГМА» Минздрава России. – Благовещенск, 2020 / Селиверстов С.С., Шакало Ю.А., Амбросьева Н.П., Павлова А.Е.
2. Программа оценки тяжести состояния и выбора лечебных мероприятий у пациентов с хирургическим сепсисом. PROKTOLOGIA. – №1, 2020 / Гребенюк В.В.
3. Способ определения степени тяжести состояния больных с хирургическим сепсисом. PROKTOLOGIA. – №2, 2021 / Гребенюк В.В.
4. Медицинский тренажер для развития хирургических навыков при проведении эндоскопических операций. PROKTOLOGIA. – №3, 2021 / Гребенюк В.В.
5. «Анатомический стол «Пирогова» как элемент цифровых технологий в образовательном процессе морфологических дисциплин в медицинском вузе» Сборник материалов 1 межвузовской научно-практической конференции «Интеграция инновационных решений в образовательный процесс вуза» ДВОКУ. – Благовещенск, 2022. – С. 84-87
6. «Анатомический стол «Пирогова» как элемент интерактивного метода в преподавании дисциплины анатомии в медицинском вузе» Всероссийская педагогическая конференция в сетевом образовательном издании «Академия Педагогики», электронный журнал – URL, 2023
7. Проведение мастер-классов по анатомии человека при изучении учебной дисциплина «Биология» (8 класс) Всероссийская педагогическая конференция в сетевом образовательном издании «Академия Педагогики», электронный журнал – URL, 2023
Методическая работа кафедры
Методические, учебно-методические, учебные пособия по Анатомии. Лучевой анатомии человека.
«Остеология» учебное пособие. – Благовещенск, 2012. – 118 с. УДК 611.3
ББК 28.864.1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.2005 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России.
Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич - заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.
Пособие предлагается студентам медицинских вузов для изучения раздела остеологии. В него включены основные латинские и некоторые клинические термины. Представлены опорные схемы для изучения скелета тела человека. В конце каждого этапа самоподготовки рекомендованы вопросы для самоконтроля, рассматриваются клинико-анатомические задачи и клинические вопросы. По каждому разделу остеологии использованы тестовые задания под редакцией академика, профессора М.Р.Сапина, рекомендованные Координационным учебно-методическим советом при Министерстве здравоохранения РФ. В заключительное итоговое занятие включены экзаменационные вопросы, представлены данные по возрастной анатомии скелета, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), приводится список дополнительной литературы по рентгенанатомии.
«Артрология» методическое пособие для студентов. – Благовещенск, 2012. – 96с. УДК 611.3 ББК 28.864.1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России.
Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич - заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.
Данное методическое пособие (издание второе, объем 96 страниц, 13 схем) предлагается студентам медицинских вузов для изучения раздела артрологии. В конце каждого этапа самоподготовки представлены вопросы для самоконтроля, рассматриваются клинико-анатомические задачи, даются рекомендации по препарированию суставов и изучению рентгенологических снимков. В занятии по теме: «Соединения таза и костей нижней конечности» приводится раздел по «Пельвиометрии» - измерению размеров женского таза, написанного совместно с профессором Родионовым А.А. В методическом пособии использованы тестовые задания, рекомендованные кафедрой нормальной анатомии Московской медицинской академии, под редакцией профессора Сапина М.Р.
В заключительное итоговое занятие по артрологии представлены данные по возрастной анатомии, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе, включены экзаменационные вопросы, приводится список основной и дополнительной литературы, даются основные общеупотребительные латинские приставки слов и некоторые клинические термины. Данное пособие может быть использовано не только студентами младших, но и старших курсов медицинских вузов, а также начинающими практическими врачами.
«Миология» методическое пособие для студентов. – Благовещенск, 2012. – 56с. УДК 611.3
ББК 28.864.1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России.
Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - проректор по научной работе д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета; Николаев Валерьян Георгиевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии.
Пособие предназначено для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов. Издание 3, объем 56 страниц, 9 схем. Пособие предлагается студентам медицинских вузов для изучения раздела миологии. В него включены основные латинские и некоторые клинические термины. Представлены опорные схемы для изучения мышечно-фасциальных образований тела человека. В конце каждого этапа самоподготовки рекомендованы вопросы для самоконтроля, рассматриваются клинико-анатомические задачи и клинические вопросы. По каждому разделу опорно-двигательного аппарата использованы тестовые задания под редакцией профессора М.Р.Сапина, рекомендованные Координационным учебно-методическим советом при Министерстве здравоохранения РФ. В заключительные итоговые занятия включены экзаменационные вопросы, представлены данные по возрастной анатомии, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), приводится список дополнительной литературы.
«Морфологические и функциональные закономерности строения пищеварительной системы» учебное пособие для самостоятельной работы студентов.- Благовещенск, (издание 2), 2011.- 126 с.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 705 от 15.11.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов.
Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич - заведующий кафедрой анатомии человека Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.
В данном пособии (объем на 126 страниц, схем 38) представлены разделы анатомии, физиологии, гистологии, топографической анатомии, кровоснабжения и иннервации органов пищеварения. Использован достаточно большой иллюстративный материал в количестве 40 рисунков и опорных схем, подготовленных как самим автором, так взятых из современных монографий и руководств. Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов с использованием опорных схем, плана написания протокола препарирования и изготовления моделей и макетов органов. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, уметь, понимать; рассматриваются клинико-анатомические вопросы. В пособие включены собственные исследования автора, посвященные вариантам кровоснабжения желчного пузыря и внепеченочных желчных протоков печени, что позволяет расширить представления о строении сосудов данных органов. В методическом пособии использованы тестовые задания, под. редакцией профессора М.Р.Сапина, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ. В заключительное итоговое занятие по разделу пищеварительная система включены экзаменационные вопросы, приводятся данные об особенностях строения органов у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (МЗ РФ 2006), представлен список рекомендуемой литературы.
Надеемся, что комплексное описание органов пищеварения, с учетом анатомических, гистологических, физиологических и клинических данных, позволит студентам получить целостное представление о строении и функции пищеварительной системы человека.
«Закономерности строения дыхательной системы» учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Благовещенск, 2012. - (издание- 2), 52 с. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов.
Автор: Селиверстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Данное учебное пособие (объем на 52 страницах, схем 5) по дыхательной системе представляет второе издание. В этом издании согласно современным требованиям учебной программы значительно расширены и переработаны сведения о строении органов дыхания. Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов органов дыхания с использованием опорных схем. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; рассматриваются клинико-анатомические вопросы; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией профессора М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу дыхательной системы включены экзаменационные вопросы, приводятся данные о строении органов дыхания у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), представлен список рекомендуемой литературы.
«Морфология мочеполового аппарата» учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Благовещенск, 2012 (издание 2-е). 116 c. УДК 611.61/.62 Рекомендовано Центральным координационным методическим советом ГОУ ВПО Амурской государственной медицинской академии в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов лечебного и педиатрического факультетов.
Автор: Сергей Сергеевич Селивёрстов – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА
Рецензенты: Юрий Александрович Высоцкий - заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор. Евгения Павловна Шарайкина - профессор кафедры нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.
В учебном пособии представлены современные данные о строении, топографии и функции органов мочевой системы, мужских половых и женских половых органов у взрослых людей и детей различного возраста. Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении органов мочеполового аппарата в учебное и внеучебное время. Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов органов мочевой и половой систем с использованием аналоговых - опорных схем. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией профессора М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу мочеполового аппарата включены экзаменационные вопросы, приводятся данные о строении мочевых и половых органов у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), представлен список рекомендуемой литературы.
«Основы строения сердечно-сосудистой системы» учебно-методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Благовещенск, 2012. - 98 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО -№17-28/465 от 15.07. 2008 в качестве учебного пособия для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов России.
Автор: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович – заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе, д.м.н., профессор. Николаев Валерьян Георгиевич – заведующий кафедрой анатомии человека Красноярской государственной медицинской академии, д.м.н., профессор.
Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении сердца, артериальной, венозной и лимфатической систем в учебное и внеучебное время.
Студентам даются рекомендации по изучению натуральных препаратов органов сердечно-сосудистой системы с использованием опорных схем, подготовленных самим автором. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией профессора М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу сердечно-сосудистой системы включены экзаменационные вопросы, приводятся данные о строении сердца и сосудов у детей, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006), представлен список рекомендуемой литературы.
«Анатомо-клинические закономерности строения центральной нервной системы» учебное методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Благовещенск, Амурская ГМА, 2012. - 132 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, Гриф УМО -725 от 06.12.06 в качестве учебного пособия для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов России.
Авторы: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Родионов Анатолий Антонович – д.м.н., профессор, кафедры нормальной анатомии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - проректор по научной работе д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Алтайского государственного медицинского университета. Николаев Валериан Георгиевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой нормальной анатомии Красноярской государственной медицинской академии.
Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении головного и спинного мозга в учебное и внеучебное время. Основное внимание уделено описанию тех структур мозга, изучение которых на анатомических препаратах не наглядно и малодоступно. Для выполнения задачи более глубокого усвоения студентами строения и функционального значения отделов центральной нервной системы нами использованы схемы анатомо-клинического содержания, построенные по принципу: детальная анатомическая схема – демонстрация очага поражения – синдромы поражения. Полагаем, что наглядность иллюстративного материала (59 рисунков) для понимания и запоминания студентами морфофункциональных закономерностей строения центральной нервной системы может иметь решающее значение. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; рассматриваются клинико-анатомические задачи и вопросы; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией академика М.Р.Сапина. В заключительное итоговое занятие по разделу центральной нервной системы включены экзаменационные вопросы, клинико-анатомические задачи, основные клинические термины из неврологии, приводятся данные о строении головного и спинного мозга у детей указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006).
«Анализаторы» - методическое пособие для самостоятельной работы студентов медицинской академии. – Благовещенск, 2012. – 56 с. УДК 611.81 (072) ББК 28.864.1. Рекомендовано Центральным координационно-методическим совета и цикловой методической комиссии № 2 кафедр морфологического профиля Амурской государственной медицинской академии для студентов лечебного и педиаричсекого факультетов.
Авторы: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурская ГМА. Родионов Анатолий Антонович – д.м.н., профессор кафедры нормальной анатомии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии.
Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при изучении эстезиологии в учебное и внеучебное время. В пособие включены основные опорные схемы всех анализаторов. Схемы составлены согласно современным требованиям эстезиологии и неврологии. Все занятия для удобства самоподготовки студентов разделены на два этапа. В конце каждого этапа самоподготовки рассматриваются клинико-анатомические задачи и вопросы по трем основным направлениям: что нужно знать, что нужно понимать и что нужно уметь. Для лучшего запоминания студентам рекомендуется зарисовывать и обозначать основные опорные схемы анализаторов по памяти (рецептор, проводник, корковый конец), что позволит быстро усвоить учебный материал и решить клинико-анатомические задачи. В заключительное итоговое занятие по разделу анализаторов включены экзаменационные вопросы, клинико-анатомические задачи, основные клинические термины из эстезиологии и неврологии, приводятся данные о строении органов чувств у детей указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (МЗ РФ 2006).
«Периферическая нервная система в анатомо-клиническом освещении» - учебное методическое пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. - Благовещенск, 2012, - 124 с. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО – 17-28/464 от 15.07.2008, в качестве учебного пособия для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов России.
Авторы: Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Родионов Анатолий Антонович – д.м.н., профессор кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской Академии Санкт Петербурга. Амбросьева Надежда Петровна – старший преподаватель кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Рецензенты: Высоцкий Юрий Александрович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Алтайского государственного медицинского университета, проректор по научной работе. Николаев Валерий Георгиевич – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Красноярской государственной медицинской академии.
Целью настоящего учебного пособия является системное изложение сведений о строении и функции черепных, спинномозговых и вегетативных нервов, содержащихся в различных научных и учебных публикациях. Основное внимание уделено описанию тех нервов, изучение которых на анатомических препаратах не совсем наглядно и малодоступно. Для выполнения задачи более глубокого усвоения студентами строения и функционального значения периферических нервов нами использованы 68 схем анатомо-клинического содержания, построенные по принципу: детальная анатомическая схема – демонстрация очага поражения – синдромы поражения. В пособии даются рекомендации для студентов по изучению натуральных препаратов с использованием опорных схем. В конце каждого этапа самоподготовки представлены задания для самоконтроля по трем уровням: знать, понимать, уметь; рассматриваются клинико-анатомические вопросы; предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией академика М.Р.Сапина.
В заключительные итоговые занятия по разделам периферической нервной системы включены экзаменационные вопросы, клинико-анатомические задачи, основные клинические термины из неврологии, указан перечень органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (МЗ РФ 2006).
«Вспомнить всё!» - методическое пособие для подготовки к экзамену по анатомии человека. Амурская ГМА, Благовещенск, 2010, - 103 с.
Авторы: Лабзин Виктор Иванович – к.м.н., доцент, зав. кафедрой нормальной анатомии Амурской ГМА. Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Шакало Юрий Александрович – к.м.н., доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА.
Пособие позволяет организовать самостоятельную работу студентов при подготовке к экзамену на лечебном и педиатрическом факультетах по анатомии в учебное и внеучебное время. Учебное пособие (объемом 103 страницы, схем 35) содержит раздел «история анатомии», экзаменационные вопросы для лечебного и педиатрического факультетов, основные опорные схемы, перечень всех органов и деталей строения, обязательных для демонстрации согласно министерской программе (2006).
«Проекционные линии, области и точки на теле человека». Учебное пособие. - Благовещенск, 2005. -144 с.
Проекционные линии, области и точки на теле человека (21 mb)
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России (Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), Москва, УМО - № 905 от 05.12.05 в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов России. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов и врачей различных специальностей.
Предлагаемые схемы облегчают восприятие материала и позволяют использовать их для обучения не только на морфологических, но и клинических кафедрах. Вопросы проекционной анатомии внутренних органов имеют большое теоретическое и практическое значение. Линии, области и точки на поверхности тела человека формируют своеобразную сетку координат или карту, которая необходима для определения расположения того или иного анатомического объекта. Их знание позволяет унифицировать описательные признаки при постановке диагноза, оформлении врачебной документации (истории болезни, протоколы исследований, вскрытий и т.д.), конкретизировать локализацию разрезов, проколов и других манипулиций при проведении лечебно-диагностический мероприятий. Данное пособие имеет целью облегчить работу при усвоении теоретических знаний по вопросам проекционной анатомии, а так же создать информационную базу, которую можно использовать при освоении практических навыков работы с больными на клинических кафедрах. Для этого в нем представлены достаточно подробные описания и оригинальные схемы существующих в доступной литературе линий, областей и точек. Работа с пособием должна осуществляться параллельно с использованием и другой литературы (атласы, учебники, монографии), список которой приводится в конце издания.
«Клиническая анатомия кожи». Учебное методическое пособие. - Благовещенск, 2008. -158 с. УДК 611.77 (072) ББК (Е) 28.706. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов.
Авторы: Лабзин Виктор Иванович – к.м.н, доцент, заведующий кафедрой нормальной анатомии Амурской ГМА. Селивёрстов Сергей Сергеевич – к.м.н, доцент кафедры нормальной анатомии Амурской ГМА. Платонов Александр Владимирович - главный врач ОГУЗ Амурский областной кожно-венерологический диспансер. Мельниченко Наталия Евгеньевна - к.м.н., доцент, заведующая кафедрой кожных и венерических болезней Амурской ГМА.
Целью настоящего учебного пособия является системное изложение сведений о строении, функции, иннервации и кровоснабжении кожи, содержащихся в различных научных и учебных монографиях. Основное внимание уделено структурно-функциональным особенностям кожи, описание которых не нашли достаточного освещения в типовых учебниках и на анатомических препаратах не наглядны и малодоступны. Для выполнения задачи более глубокого усвоения студентами строения и функционального значения кожи нами использованы схемы анатомо-клинического и функционального содержания. Полагаем, что наглядность иллюстративного материала (66 рисунков) для понимания и запоминания студентами морфофункциональных закономерностей строения кожи человека может иметь решающее значение. В конце данного пособия представлены основные клинические понятия и термины, а также предлагаются тестовые задания, рекомендованные Координационным учебно-методическим Советом при Министерстве здравоохранения РФ, под редакцией академика М.Р.Сапина.
Лучевая анатомия (раздел рентгенанатомия) (10.9 mb)
Методические работы кафедры, представленные на закрытой части сайта. Анатомия
Проекционные линии, области и точки на теле человека
Лучевая анатомия (раздел рентгенанатомия)
Топографическая анатомия, оперативная хирургия
Методические разработки к занятиям по Топ. анатомии и опер. хирургии (2.6 mb)
Методические рекомендации для студентов по Топ. анатомии и опер. хирургии (245.4 kb)
Студентам
График консультаций сотрудников кафедры анатомии и оперативной хирургии на осенний семестр 2024 - 2025 учебного года (433.5 kb)
Положение о проведении олимпиады по дисциплине Анатомия (343.9 kb)
Положение о проведении олимпиады по дисциплине Топографическая анатомия и оперативная хирургия (312.9 kb)
Дисциплина «Топографическая анатомия и оперативная хирургия»
Перечень практических навыков по операт. хирургии и топ. анатомии (44 kb)
Экзаменационные вопросы Топ. анатомия и опер. хирургия. Педиатрия (25.5 kb)
Экзаменационные вопросы Топ. анатомия и опер. хирургия. Леч. дело (25.9 kb)
Дисциплины «Анатомия», «Лучевая анатомия человека»
Перечень экзаменационных практических навыков (77 kb)
Экзаменационные вопросы по анатомии для студентов ПФ (89.5 kb)
Экзаменационные вопросы по анатомии для студентов ЛФ (81 kb)
Вопросы к зачету по лучевой анатомии (30.5 kb)